Белый (belyi_mitia) wrote,
Белый
belyi_mitia

Category:

про бабочек...


Бабочка в народных представлениях насекомое, связанное с потусторонним миром,
воплощение души. Терминологически и функционально сближается с птицами и летучей мышью.
Характерна связь
мифологемы Бабочки-души с мотивом предков.
У поляков и в юж. России, глядя на бабочек, кружащихся вокруг пламени свечи, поминают умерших,
молясь и называя их имена.
Запрещается причинять вред бабочкам (ср. характерную мотивировку этого запрета
у курпей в Польше: "Не убивай бабочку - она тебя не тронет, а может, это
твой дедушка или покойный отец". Распространены приметы о бабочке как
вестнице смерти (напр., бабочка, влетевшая в комнату больного, предвещает его
скорую кончину). Представление о бабочке как о душе предка реализуется в названиях
бабочки типа рус. душа, душечка (ср. души, душечки - "умершие"),
причем у русских преобладают наименования бабочки, восходящие к праславянскому
*baba, очевидно, именно как к одному
из обозначений предка.
Характерно представление о
бабочке как о "знающей", "ведающей", но "злой"
душе (духе-демоне)., способной произвольно покидать тело. Когда вештица
засыпает, ее душа в виде бабочки душит, сосет кровь, крадет молоко, огонь и
т.п. Если перевернуть тело, душа его не опознает и остается бабочкой резкой окраски
- чернокрасной или черно-желтой (аналогичные былички о странствии души во время
сна в древнеславянских традициях связываются с целым рядом насекомых, животных
и птиц). Душа в виде бабочки (множества бабочек) может вылететь также, когда
сжигают или протыкают колом тело вампира; чтобы его обезвредить, надо убить
бабочку Кружащихся у огня бабочек калечат, чтобы распознать ведьму.
Семантическая модель бабочка - ведьма (колдун) известна на всей славянской
территории. Для запада восточнославянского ареала характерно совмещение двух
мотивов: "Вiдьма - ночная бабочка. Ее убивать
нельзя. Когда ее видят, говорят: "Прылетiла чыясь душа".
Представление о бабочке как о
демонической душе является основой для вовлечения в ее мифологическое поле
более широкого круга мотивов народной демонологии; ср. наддиалектные названия
бабочки: з.-слав. *diabel, *bohina, čertica, ježibaba, *mora, *mara. Связь с темой зла и смерти
наиболее устойчива у бабочки "Мертвая голова" (Acherontia stropos), олицетворяющей смерть.
Отрицательная семантика бабочки
проявляется также в осмыслении ее как образа болезни и знамения несчастья
(з.-слав. *bieda, *psota - "бабочка").
У юж. славян к бабочке обращаются
с просьбой о дожде во время засухи, считая, что она "летает возле бога и
просит о дожде".
Выражения типа бел. матыльў
пэчэни - "с ума сошел, вожжа под хвост попала" взаимодействуют с
активной группой фразеологизмов типа мухи в голове.

(По материалам с сайта http://ec-dejavu.ru)




Tags: насекомые, эротический зоосад
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    Не спрашивайте меня кто это, потому что сам не знаю. Знаю только, что невыносимо люблю эту картинку. Уже давно люблю. Весь инет перерыл, но так и не…

  • (no subject)

    Eikō Hosoe - female with owl, 1970

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment